Дроссели пусковые ДПД
Традиционным средством ограничения пусковых токов асинхронных электродвигателей с фазным ротором является введение в цепь ротора пусковых сопротивлений. Существенным недостатком такого способа является то, что для пуска и торможения электродвигателя необходима коммутационная аппаратура, усложняющая схему электропривода и требующая обслуживания. Упростить схему пуска можно при помощи дросселей, включенных в цепь ротора асинхронных электродвигателей.
Пусковой дроссель предназначен для создания пуско-тормозных режимов асинхронного двигателя с фазным ротором. Дроссель обеспечивает создание достаточного для механизма пускового момента, ограничение пускового тока и создание плавной пусковой диаграммы в отличие от электроприводов со ступенями пусковых резисторов.
Пусковой дроссель представляет собой катушки с ферромагнитными сердечниками, устанавливаемыми в каждую фазу роторной цепи асинхронного двигателя. Катушка с ферромагнитным сердечником обладает активно-индуктивным сопротивлением, которое изменяется в зависимости от частоты протекающего по ее обмотке тока. С уменьшением частоты тока, протекающего по обмотке дросселя, уменьшается полное сопротивление дросселя, а с ростом частоты полное сопротивление растет. При разгоне асинхронного электродвигателя изменяется частота тока в роторной цепи от максимального значения, равного частоте питающей сети при заторможенном роторе, до величин порядка единиц герц, определяемых нагрузкой во время работы на больших скоростях. Таким образом, дроссель, используя физические основы работы электродвигателя, позволяет создавать механические характеристики близкие к экскаваторным для работы механизмов подъема, а увеличение числа витков позволяет создавать характеристики необходимые для работы механизмов передвижения.
Рис.1 Дроссельные механические характеристики для различного числа витков пускового дросселя ДПД.
Особенностью дросселя является его работа в режиме торможения противовключением. В этом режиме ток ротора имеет большую частоту, чем в двигательном режиме, поэтому сопротивление дросселя значительно возрастает. Тем самым ограничивается ток, но сохраняется плавное и интенсивное торможение.
Применение пусковых дросселей в многодвигательных электроприводах способно решить главную задачу — синхронизировать скорости двигателей. Решение достигается за счет большей «мягкости» механических характеристик двигателей (кривые 1 и 2 рис.2), работающих с пусковым дросселем в цепи ротора.
Рис.2 Дроссельные характеристики двигателей.
При традиционной схеме управления ротором с активными сопротивлениями характеристика работы двигателей «жесткая». При выходе на статическую скорость механизмов передвижения роторы двигателей, как правило, «закорачиваются» и выходят каждый на свою естественную характеристику (рис.3).
Рис.3 Естественные характеристики двигателей.
Скорости при передвижении выравниваются за счет механической жесткости фермы моста, но из-за разности моментов кран «идет» перекосом, приводя в негодность реборды колес.
При использовании пусковых дросселей в цепи роторов электродвигателей, выхода на «естественную» характеристику не происходит (рис. 2), т.к. дроссель находится в цепи ротора постоянно. Механические характеристики на скоростях, близких к статическим, «сливаются», поэтому при одних и тех же скоростях на валу двигателя моменты одинаковы.
Таблица 1 — Основные параметры дросселей
Техническая характеристика |
Типоисполнение дросселя |
||||||||
ДПД-1 | ДПД-2 | ДПД-3 | ДПД-4 | ДПД-5 | ДПД-6 |
ДПД-7 |
ДПД-8 |
||
Мощность электродвигателя, кВт |
2,2-5,0 |
5,5-7,5 |
7,5-11,0 |
15,0 |
22,0 |
30,0 |
37,0-75,0 |
80 и выше |
|
ПВ, % |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
40 |
40 |
|
Напряжение, В |
380 |
380 |
380 |
380 |
380 |
380 |
380 |
380 |
|
Частота, Гц |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|
Ток, А |
24 |
33 |
40 |
66 |
78/91 |
82/126 |
175 |
300 |
|
Число включений в час |
определяется режимом работы механизма |
||||||||
Габаритные размеры |
470±5 260±5 560±5 |
670±5 280±5 600±5 |
670±5 280±5 600±5 |
800±5 360±5 630±5 |
800±5 360±5 630±5 |
800±5 360±5 630±5 |
570±5 370±5 540±5 |
640±5 370±5 540±5 |
|
Масса,кг |
42,50 |
64,00 |
64,00 |
89,00 92,00 |
89,00 92,00 |
89,00 92,00 |
180,00 |
230,00 |
Присоединительные и установочные размеры по согласованию с заказчиком.
Применение дросселей для конкретного привода указано в таблице 2.
Таблица 2 — Место установки дросселей
Типоисполнение дросселя |
Механизмы |
ДПД-1 |
Передвижение |
ДПД-2 |
Передвижение |
ДПД-3 |
Передвижение, подъем |
ДПД-4 |
Передвижение, подъем |
ДПД-5 |
Передвижение, подъем |
ДПД-6 |
Передвижение, подъем |
ДПД-7 |
Подъем, передвижение |
ДПД-8 |
Подъем, передвижение |
Структура типового обозначения дросселя:
ДПД-Х-ХХ-IPХХ-ХХХХ ТУ 3428-002-36922169-2006
Д – дроссель
П – пусковой
Д – двигательный (для электродвигателя)
Х – типоразмер по мощности электродвигателя, кВт:
1 – 1,4 … 5,5;
2 – 6,0 … 7,5;
3 – 9,0 … 11,0;
4 – 13,0 … 16,0;
5 – 18,0 … 24,0;
6 – 28,0 … 30,0;
7 – 37,0 … 75,0;
8 – 80,0 … 160,0.
ХХ – тип механизма:
01 – передвижение
02 – подъем
IPХХ – степень защиты по ГОСТ 14254
00
ХХХХ – климатическое исполнение по ГОСТ 15150
У2
УХЛ2.
Пример обозначения дросселя для двигателя мощностью 2,2 кВт, механизма передвижения моста или тележки, степени защиты IP00 для поставок в районы с умеренным климатом:
Дроссель ДПД-1-01-IP00-У2 ТУ 3428-002-36922169-2006