Устройство вывода на естественную характеристику (УВЕХ)

Механические характеристики дроссельного электропривода для разного количества витков пускового дросселя ДПД.

ωст1 — статическая скорость на естественной характеристике;
ωст2 — статическая скорость при w=60 витков;
ωст3 — статическая скорость при w=70 витков;
ωст4 — статическая скорость при w=80 витков.

Рис.1

Механические характеристики дроссельного электропривода с тиристорным регулятором скорости РСТ20-В (УВЕХ).

1 — естественная механическая характеристика;
2 — дроссельная механическая характеристика;
3 — переходная характеристика;
Мст — момент нагрузки;
ωест — скорость при Мст на естественной характеристике;
ωдр — скорость при Мст на дроссельной характеристике;
ωуст — скорость уставки УВЕХ;

Рис.2

Функциональная схема УВЕХ (РСТ20-В).

Рис.3 Функциональная схема УВЕХ (РСТ20-В).

Особенностью асинхронного дроссельного электропривода является более мягкая характеристика при выходе электропривода на рабочую скорость. Следует учесть, что ввиду наличия остаточного активного сопротвления обмоток дросселя в цепи ротора, при номинальном статическом моменте скорость электродвигателя ниже паспортной примерно на 8-10%.

Если при работе на коротких дистанциях данное снижение скорости не заметно, то на длинных (передвижение моста в пролетах 30-40 м, подъем башенных и портальных кранов на большую высоту) может быть существенным, что может сказаться на производительности.

Для получения большей скорости необходимо уменьшать количество витков в обмотках пускового дросселя, т.к. это увеличивает крутизну механической характеристики электродвигателя (рис.1). Однако, уменьшая количество витков в пусковом дросселе, получаем большие пусковые токи ротора и статора.

Для достижения максимальных скоростей работы привода и уменьшения пусковых токов следует воспользоваться устройством вывода на естественную характеристику (УВЕХ) типа РСТ20-В.

Устройство вывода на естественную характеристику позволяет при полных витках пускового дросселя, т.е. при минимальных пусковых токах статора и ротора, получить максимальную скорость и минимальные статические токи статора и ротора (рис.2), таким образом уменьшая потребляемую мощность электроэнергии из сети.

С получением максимальной скорости обеспечивается уменьшение статорного и роторного тока электродвигателя в статическом режиме (чем выше скорость электродвигателя в статическом режиме, тем меньше статические токи статора и ротора).

Функциональная схема УВЕХ приведена на  рис.3 и состоит из блоков: силового БС и панели управления ПУ. Силовой блок, представляющий собой три тиристора, включенных в «треугольник», подключается к кольцам ротора асинхронного электродвигателя М. На панель управления ПУ подается напряжение обратной связи с колец ротора. Панель управления контролирует напряжение в роторной цепи и формирует сигналы управления тиристорами силового блока.

При пуске асинхронного электродвигателя пусковой ток ограничивается дросселем пусковым LR. УВЕХ вступает в работу при достижении скорости уставки ωуст которая обычно больше 0,5ωн электродвигателя. Точное значение скорости уставки задается при настройке УВЕХ. При скорости меньше уставки тиристоры заперты и никакого влияния УВЕХ на электропривод не оказывает. При превышении скорости уставки панель управления начинает постепенно открывать тиристоры силового блока (происходит плавное изменение угла открытия тиристоров). Пуск заканчивается полным открытием тиристоров силового блока. При этом обмотки дросселя шунтируются тиристорами и двигатель выходит на естественную характеристику.

Силовые блоки БС разделены на группы в зависимости от мощности:

  • до 11 кВт;

  • до 22 кВт;

  • до 37 кВт;

  • до 90 кВт;

  • до 160 кВт.

Панель управления для всех силовых блоков унифицирована и от мощности не зависит.

Допускается работа регулятора скорости тиристорного РСТ совместно с УВЕХ.

© Горнозаводское объединение 1995-2020
г.Челябинск, ул.Монтажников 9, (351)735-33-65,735-33-69